КАК БОРОТЬСЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕБЕНКА И НЕУМЕНИЕМ
СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ?
Обратите внимание на те виды деятельности, в которых
невнимательность проявляется больше. Причина может скрываться в
отношении ребенка к этому занятию. Возможно, по отношению к данному виду
деятельности у него существуют страхи, повышена тревожность. И вашей
задачей в данной ситуации будет поменять отношение ребенка к этому
предмету.
Вопрос невнимательности может также
касаться саморегуляции. Ребенок допускает много ошибок не потому, что он
чего-то не увидел, не заметил, а потому, что не может справиться с
собой, действует импульсивно, торопится. Это означает, что развивать
нужно не внимание, а навыки саморегуляции. Вопрос может быть отчасти
решен, если правильно организовать режим занятий и отдыха вашего
школьника.Для разного возраста применимы свои методы и способы развития и
корректировки внимания. В любом случае развивать внимание желательно,
используя интересные для ребенка виды деятельности. Сначала стоит найти
занятия, которыми ребенок может заниматься долго и с увлечением и в
которых результативность зависит от умения концентрироваться. В этом
случае он с охотой и с пользой будет проводить время, параллельно
развивая навыки сосредоточения.
Вы можете развивать навыки внимания
подспудно в повседневной жизни, обращая внимание ребенка на то, что
находится вокруг него, вместе с ним разглядывая различные предметы,
интересуясь деталями, фантазируя на эту тему, обсуждая. Задачу можно
ставить шире - не просто развить навыки сосредоточения, переключения, а
научить ребенка интересоваться окружающим миром, чем-то увлеченно
заниматься.
Можно также предлагать ребенку помочь вам.
Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось,
доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только
научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки
самостоятельности. Если ребенок часто отвлекается, предложите ему
формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот
прием позволяет ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
Вы можете предлагать ребенку различные
игры, требующие внимания. Это могут быть мозаики, пазлы, конструкторы,
предполагающие внимание к мелким деталям и увеличенный охват поля
зрения. Подходят все занятия, в которых развивается координация руки и
глаза. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то
мастерить руками. Принципиально важно, чтобы ребенку при этом было
интересно. Это связано с тем, что только с появлением положительного
опыта упорного целенаправленного сосредоточения у него возникнет желание
прилагать свои усилия и сосредотачиваться на предметах, которые ему не
столь интересны. И главное, конечно, не забывать хвалить ребенка за
любые, пусть и минимальные, успехи и достижения. Ваша похвала будет для
него лучшим стимулом!
КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ РЕБЕНКА?
Ребенку совсем не
обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память - верный
помощник в жизни, а главное, в учебе Но вряд ли
ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не может удержать в
памяти новую информацию или если через некоторое время он не способен
вспомнить то, что учил.
Произнесение вслух
заучиваемого материала - это наиболее простая и распространенная
стратегия. Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала
требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов
запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок
ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не
пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он
заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации,
которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не
рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого
все успешно выветривается из головы.
Куда более полезно
научить ребенка "организовывать" заучиваемый материал, то есть
группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами
того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например,
если для урока иностранного языка он(она) должен
выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно
сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве,
значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с
теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий параграф
учебника , проводить параллели с уже выученным. Ведь новые знания
практически всегда в чем-то "повторяют" старые, и, таким образом, в
голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры,
которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти
необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и ваш «малыш»
без труда овладеет этой полезной стратегией.
"Высший пилотаж" в
заучивании материала - это системное запоминание. Если ваш ребенок
просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит
в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится
только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект
прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи
между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие
вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо
понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в
виде стройной системы.
Чтобы с легкостью
применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям
выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и
какую стратегию применить. Если ваш ребёнок научится правильно
запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный
инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который
называется "память".
|