(доклад на X Всероссийской научно – практической конференции)
Т. А. Козловская,Т. Ф. Панырина,О. Б. Манина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа №38»
Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений
Л.Н.Толстой
Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания – одна из главных задач обучения. От ее решения во многом зависит эффективность учебного процесса.Проблема формирования умений самостоятельной работы в начальных классах актуальна для всех школьных предметов. Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации познавательной деятельности младших школьников.
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), позволяющих решать различные учебные задачи. УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые способы и средства их достижения, уметь контролировать, оценивать учебную деятельность и ее результаты, создают условия для развития личности и её самореализации.
Главное отличие ФГОС НОО заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. В процессе обучения важна личность самого ребенка и происходящие с ней изменения.
Составной частью любого личностного качестваявляется самостоятельная работа,которая позволяет создать такую среду обучения, когда учащийся исходит не только из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, где должен постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать трудности и формировать самостоятельность.
На протяжении многих лет работы в начальных классах мы наблюдали, что уроки русского языка не всегда вызывают у учащихся интерес. Для некоторых - это скучный предмет, а нежелание заниматься порождает неграмотность. Мы задумались, как же пробудить у учащихся интерес к знаниям и как повысить грамотность.
Изучив методическую литературу по данной теме, проанализировав свои уроки, мы пришли к выводу, что именно самостоятельная работа учащихся направлена на развитие их познавательной активности.
На различных этапах уроков русского языка при изучении новой темы выделяют следующие виды самостоятельных работ.
1. Самостоятельная работа с целью актуализации знаний.
Данная работа носит воспроизводящий(или по образцу) и реконструктивно-вариативный характер. Работы воспроизводящего характера – это упражнения с полностью заданными условиями, которые выполняются с подробной инструкцией. Выполняя работы реконструктивно-вариативного характера, учащиесяпреобразуют, обобщают материал, с опорой на ранее приобретённые знания.
2. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний.
На данном этапе учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания, для чего необходимы подготовительные вопросы и задания, позволяющие организовать самостоятельную работу. Работы частично поискового характера отличаются большей степенью самостоятельности учащихся.При таком виде работы целесообразно предлагать дополнительный материал.
3. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний.
Закрепление – процесс длительный, поэтому задания выстраиваются в определённой последовательности:
а) решение аналогичных задач;
б) выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия;
в) включение новых знаний в систему старых;
д) задания творческого характера.
При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.
4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний.
Цель проверки – определение уровня усвоения знаний учащихся. Результат проверки – выставление отметки. Для выполнения данного вида самостоятельной работы мы используем авторские контрольно-измерительные материалы.
Приведём примеры видов самостоятельной работы на разных этапах изучения нового материала. Задания составлены в соответствии с изучаемыми разделами курса русского языка во 2 классе (УМК «Школа 2100»). В Таблицепредставлены задания, выполняя которые ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала – необходимый (базовый) уровень (Н) и повышенный (П).
Таблица
Разноуровневые задания для самостоятельных работ на уроках русского языка во втором классе
Тема раздела
|
Актуализация знаний
|
Освоение новых знаний
|
Закрепление и повторение знаний
|
Буквы безударных гласных в корне слова
|
Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Гл(а,о)за, л(а,о)скал, л(и,е)сёнокдр(а,о)жал, , т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(и,е)на, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, ш(и,е)стой.
|
Н 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Гл…за, л…скал, л…сёнок, др…жал, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…на, т…мнота, ст…нал, ш…стой.
|
Н 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Гл…за, л…скал, л…сёнок, др…жал, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…на, т…мнота, ст…нал, ш…стой.
2. Придумай предложение со словами из этой группы.
П3.Напиши пять слов с буквой безударного гласного в корне, проверяемой ударением. Орфограмму подчеркни.
|
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова
|
Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Стол(б, п ) - …, алма(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, карни(з,с) -…, лебе(д,т)ь - …. .
|
Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Стол… - …, алма… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, карни… - …, лебе…ь -….
|
Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Стол… - …, алма… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, карни… - …, лебе…ь -….
2. Придумай предложение со словами из этой группы.
П3.Раздели слова на 2 группы, дополни по 2 слова в каждую группу.
|
Состав слова. Приставка.
|
Н1. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки..
(По)скакал, (по)полю, (до)вёз, (до)дома, (про)читал, (про)зверей, (у)знал, (у)друзей, (с)бежал, (с)горки, (по)солил, (с)солью,(за)брал, (за)брата.
|
Н1. Прочитай. Распредели слова в два столбика, спиши, раскрывая скобки. Выдели корень.
(По)скакал, (по)полю, (до)вёз, (до)дома, (про)читал, (про)зверей, (у)знал, (у)друзей, (с)бежал, (с)горки, (по)солил, (с)солью, (за)брал, (за)брата.
|
Н1. Прочитай. Распредели слова в два столбика, спиши, раскрывая скобки. Выдели корень.
(По)скакал, (по)полю, (до)вёз, (до)дома, (про)читал, (про)зверей, (у)знал, (у)друзей, (с)бежал, (с)горки, (по)солил, (с)солью, (за)брал, (за)брата.
2.Образуй от слова бежал два новых слова с помощью разных приставок. Выдели приставки.
П3.Придумай и запиши свои слова с приставками и предлогами.
|
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем методические рекомендации по организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах:
- Самостоятельная работа должна проводиться систематически для того, чтобы процесс усвоения материала был более прочным.
- Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, что достигается четкой формулировкой цели работы.
- Задания для самостоятельной работы должны требовать от учащихсябыстроты реакции, волевых усилий, тренировки памяти, самооценки.
- Самостоятельная работа должна быть посильной для каждого учащегося, вызывать интерес, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.
- Необходимо учитывать, что для выполнения задания разным учащимся требуется разный временной промежуток.
- Для самостоятельной работы предлагаются задания, выполнение которых не допускает действия по шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только тогда самостоятельная работа способствует развитию познавательных способностей учащихся.
В заключении хотим сказать, что самостоятельная работа учащихся является органичной частью всех этапов процесса обучения.
Сформированные навыкипозволяют нашим ученикам самостоятельно работать не только в школе, но и дома: найти дополнительную информацию в словаре, энциклопедии, Интернете и поделиться с ней на уроке, написать сообщение, сочинить небольшое произведение.В результате наиболее полно проявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, способствующие развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, что приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, представлений, взглядов и своей позиции. Эти умения пригодятся в старших классах и в будущем – в профессиональной сфере.
Литература
1. Платонова Л. А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе. - Начальная школа плюс до и после.- Москва: Издательство ООО «Баласс», 2006.№ 11.- 4-7 с. успешности обучения младших школьников. - Начальная школа плюс до и после.
2. Платонова Л. А. ТРИЗ-технология как средство достижения - Москва: Издательство ООО «Баласс», 2009. №1. - 20-23 с. |