(доклад на X Всероссийской научно – практической конференции)
Ю.В. Клевцова, Н.Н. Соколова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа №38»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на формирование умения учиться. Кроме формирования предметных и метапредметных результатов в настоящее время ФГОС ставит во главу угла ЛИЧНОСТЬ ребенка с его внешними и внутренними качествами (ценностями, убеждениями, принципами), ведь стало очевидным, что «человек для общества» уступает место «человеку для себя», поэтому главные усилия в сфере образования теперь нужно направлять на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для его успешной самореализации.
Одним из альтернативных форм отслеживания и оценивания личностных успехов, достижений является портфолио, который, прежде всего, отражает процесс формирования личностных качеств, а уже потом - результат.
Портфолио - портфель образовательных достижений учащихся, рейтинговая оценка образовательной деятельности, оно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и др.
Основной смысл портфолио — показать всё, на что способен учащийся. Материалы для портфолио собираются педагогами школы совместно с детьми и их родителями (законными представителями).
В современном обществе существуют разные типы портфолио: «папка достижений», рефлексивный, проблемно- исследовательский, тематический, но в нашей педагогической деятельности активно используется новая форма портфолио, которая основана на применении современных информационных технологий – это электронный портфолио.
Основной целью ведения портфолио в начальной школе является:
- создание ситуации успеха для каждого учащегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Электронное портфолио учащегося начальных классов МБОУ «ООШ № 38» состоит из следующих разделов:
- Титульный лист.
Этот раздел содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото учащегося. Здесь важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа (не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета), дать возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
- «Мой мир».
В данном разделе учащийся может рассказать:
- о своих друзьях, поместить их фотографии, поместить информацию об их интересах и увлечениях;
- рассказать о том, чем увлекается сам, о своих спортивных увлечениях, об учебе в музыкальной школе или занятиях в учреждениях дополнительного образования;
- рассказать о школе и педагогах, поместить небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенных по принципу: «мне нравится..., потому что...». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
3 . «Мои достижения и успехи».
В данный раздел собирается информация обо всех мероприятиях, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, об общественной работе (поручениях). Это могут быть сведения об участии ребенка в школьном спектакле или конкурсе, об оформлении стенгазеты к празднику, о выступлении на утреннике…
Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием кратких сообщений и фотографий.
4. «Копилка достижений».
В этом разделе учащийся собирает все благодарственные письма, сертификаты, грамоты, дипломы.
5. «Моё творчество».
В этот раздел учащийся помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), то можно поместить ее фотографию.
Нужно помнить: если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, то необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - можно приложить статью или сделать распечатку тематической странички.
6. «Отзывы и пожелания».
В портфолио учащегося начальной школы этот раздел включает положительную оценку взрослыми его стараний. В листе отзывов они могут высказать свои рекомендации и пожелания.
В конце учебного года производится анализ портфолио, итоговой оценки личных достижений учащегося, выстраивается рейтинг, и выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов. Свои успехи и достижения они представляют на школьном конкурсе портфолио.
Таким образом, мы видим, что портфолио позволяет формировать навык самоконтроля и самооценки у учащегося, помогает поддержать у него высокую мотивацию к обучению и активной деятельности, а также видеть своё продвижение.
Литература
1. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки [Электронный ресурс] // URL http://image.websib.ru/05/text_article.htm?457 (дата обращения 22.09.2015)
2. Новикова Т.Г.. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт) [Электронный ресурс] // URL http://image.websib.ru/05/text_article.htm?454 (дата обращения 03.10.2015)
3. Портфолио школьника [Электронный ресурс] // URL http://www.solnet.ee/parents/p1_61.html (дата обращения 15.08.2015)
4. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио [Электронный ресурс] // URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449 (дата обращения 25.09.2015)
5. Рекомендации по построению моделей «портфолио» учащихся начальной и основной и средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // URL http://kraioko.perm.ru/docs/20.html (дата обращения 15.08.2015) |