Суббота, 20.04.2024, 07:57
Приветствую Вас Гость | RSS

 

Официальный сайт   МБОУ "ООШ №38" 

Анжеро-Судженского городского округа  

Меню сайта

#МыВместе #СвоихНеБросаем #ЯгоржусьРоссией #МЫРОССИЯ #КуZбасс

«Код будущего»: стартовал новый набор на бесплатные курсы программирования

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » начальные классы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
27.02.2016, 20:28

(доклад на X Всероссийской научно – практической конференции)

 

Т. А. Козловская,Т. Ф. Панырина,О. Б. Манина

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №38»

 

Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений

Л.Н.Толстой

Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания – одна из главных задач обучения. От ее решения во многом зависит эффективность учебного процесса.Проблема формирования умений самостоятельной работы в начальных классах актуальна для всех школьных предметов. Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации познавательной деятельности младших школьников.

           Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), позволяющих решать различные учебные задачи. УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые способы и средства их достижения, уметь контролировать, оценивать учебную деятельность и ее результаты, создают условия для развития личности и её самореализации.

Главное отличие ФГОС НОО  заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат.  В процессе обучения важна  личность самого ребенка и происходящие с ней изменения.

Составной частью любого личностного качестваявляется самостоятельная работа,которая позволяет создать такую среду обучения, когда учащийся исходит не только из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, где должен постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать трудности и формировать самостоятельность.

На протяжении многих лет работы в начальных классах мы наблюдали, что уроки русского языка не всегда вызывают у учащихся интерес. Для некоторых - это скучный предмет, а нежелание заниматься порождает неграмотность. Мы задумались, как же пробудить у учащихся интерес к знаниям и как повысить грамотность.

Изучив методическую литературу по данной теме, проанализировав свои уроки, мы пришли к выводу, что именно самостоятельная работа учащихся направлена на развитие их познавательной активности.

На различных этапах уроков русского языка при изучении  новой темы выделяют следующие виды самостоятельных работ.

1. Самостоятельная работа с целью актуализации знаний.

Данная работа носит воспроизводящий(или по образцу)  и реконструктивно-вариативный характер. Работы воспроизводящего характера – это  упражнения с полностью заданными условиями, которые выполняются с подробной инструкцией. Выполняя работы реконструктивно-вариативного характера, учащиесяпреобразуют, обобщают материал, с опорой на ранее приобретённые знания.

2. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний.

На данном этапе учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания, для чего необходимы подготовительные вопросы и задания, позволяющие организовать самостоятельную работу. Работы частично поискового характера отличаются большей степенью самостоятельности учащихся.При таком виде работы целесообразно предлагать дополнительный материал.

3. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний.

Закрепление – процесс длительный, поэтому задания выстраиваются в определённой последовательности:

а) решение аналогичных задач;

б) выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия;

в) включение новых знаний в систему старых;

д) задания творческого характера.

При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний.

Цель проверки – определение уровня усвоения знаний  учащихся. Результат проверки – выставление отметки. Для выполнения данного вида самостоятельной работы мы используем авторские контрольно-измерительные материалы.

Приведём примеры видов самостоятельной работы на разных этапах изучения нового материала. Задания составлены в соответствии с изучаемыми разделами курса русского языка во 2 классе (УМК «Школа 2100»). В Таблицепредставлены задания, выполняя которые ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала – необходимый (базовый) уровень (Н) и повышенный (П).

 

 

 

Таблица

Разноуровневые задания для самостоятельных работ на уроках русского языка во втором классе

Тема раздела

Актуализация знаний

Освоение новых знаний

Закрепление и повторение знаний

Буквы безударных гласных в корне слова

Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гл(а,о)за,               л(а,о)скал, л(и,е)сёнокдр(а,о)жал, , т(е,и)пло,                зв(е,и)зда,               в(и,е)сло,                 ст(и,е)на,   т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, ш(и,е)стой.

Н 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гл…за,                            л…скал,            л…сёнок,                  др…жал,                        т…пло,                                      зв…зда,                                 в…сло,                                      ст…на,                                 т…мнота,           ст…нал,                     ш…стой.

Н 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гл…за,                       л…скал,                     л…сёнок,                    др…жал,            т…пло,             зв…зда,               в…сло,              ст…на,          т…мнота,                           ст…нал,                     ш…стой.

2. Придумай предложение со словами из этой группы.

П3.Напиши пять слов с буквой безударного гласного в корне, проверяемой ударением. Орфограмму подчеркни.

Буквы звонких и глухих согласных в конце слова

Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Стол(б, п ) - …, алма(с, з) - …,   гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …,    гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, карни(з,с) -…, лебе(д,т)ь - …. .

Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Стол… - …,   алма… - …,            гара… - …,                   жира… - …,                  заво… - …,                   гвоз…ь - …,                      ёр… -…,                          карни… - …,                  лебе…ь -….

Н1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Стол… - …,   алма… - …,                                   гара… - …,                                       жира… - …,                           заво… - …,                                  гвоз…ь - …,                            ёр… -…,                                     карни… - …,                             лебе…ь -….

2. Придумай предложение со словами из этой группы.

П3.Раздели слова на 2 группы, дополни по 2 слова в каждую группу.

Состав слова. Приставка.

Н1. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки..

(По)скакал, (по)полю, (до)вёз, (до)дома, (про)читал, (про)зверей, (у)знал, (у)друзей, (с)бежал, (с)горки, (по)солил, (с)солью,(за)брал, (за)брата.

Н1. Прочитай. Распредели слова в два столбика, спиши, раскрывая скобки. Выдели корень.

(По)скакал, (по)полю, (до)вёз, (до)дома, (про)читал, (про)зверей, (у)знал, (у)друзей, (с)бежал, (с)горки, (по)солил, (с)солью, (за)брал, (за)брата.

 

Н1. Прочитай. Распредели слова в два столбика, спиши, раскрывая скобки. Выдели корень.

(По)скакал, (по)полю, (до)вёз, (до)дома, (про)читал, (про)зверей, (у)знал, (у)друзей, (с)бежал, (с)горки, (по)солил, (с)солью, (за)брал, (за)брата.

2.Образуй от слова бежал два новых слова с помощью разных приставок. Выдели приставки.

П3.Придумай и запиши свои слова с приставками и предлогами.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем методические рекомендации по организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах:

  1. Самостоятельная работа должна проводиться систематически для того, чтобы процесс усвоения материала был более прочным.
  2. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, что достигается четкой формулировкой цели работы.
  3. Задания для самостоятельной работы должны требовать от учащихсябыстроты реакции, волевых усилий, тренировки памяти, самооценки.
  4. Самостоятельная работа должна быть посильной для каждого учащегося, вызывать интерес, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.
  5. Необходимо учитывать, что для выполнения задания разным учащимся требуется разный временной промежуток.
  6. Для самостоятельной работы предлагаются задания, выполнение которых не допускает действия по шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только тогда самостоятельная работа способствует развитию познавательных способностей учащихся.

В заключении хотим сказать, что самостоятельная работа учащихся является органичной частью всех этапов процесса обучения.

Сформированные навыкипозволяют нашим ученикам самостоятельно работать не только в школе, но и дома: найти дополнительную информацию в словаре, энциклопедии, Интернете и поделиться с ней на уроке, написать сообщение, сочинить небольшое произведение.В результате наиболее полно проявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, способствующие развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, что приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, представлений, взглядов и своей позиции. Эти умения пригодятся в старших классах и в будущем – в профессиональной сфере.

          

Литература

 

1. Платонова Л. А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе. - Начальная школа плюс до и после.- Москва: Издательство ООО «Баласс», 2006.№ 11.-  4-7 с. успешности обучения младших школьников. - Начальная школа плюс до и после.

2. Платонова Л. А. ТРИЗ-технология как средство достижения - Москва: Издательство ООО «Баласс», 2009. №1. -  20-23 с.

Категория: начальные классы | Добавил: Educator
Просмотров: 1789 | Загрузок: 0
Год педагога и наставника 
Министерство образования и науки Российской Федерации 

Поиск

По вопросам обеспечения обучающихся учебниками можно обращаться по телефону "горячей линии" (8-384-53)-6-34-59 к ответственному специалисту в МБОУ "ООШ №38" Драничниковой Ирине Владимировне.


Департамент образования и науки Кемеровской области   Центр мониторинга качества образования Управление образования администрации Анжеро-Судженского ГО  Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Всероссийские проверочные работы

Защита персональных данных детей

МБОУ "ООШ №38"
652484, Кемеровская обл., г. Анжеро-Судженск, ул. Куйбышева, 48
тел. +7 (38453) 6-34-59
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz